Наши традиции

          Одной из главных визитных карточек Лицея, кроме высокого качества образования и подготовки к поступлению в вуз, является его особенная насыщенная внеклассная жизнь. Лицей предлагает массу возможностей приятно и с пользой провести время, свободное от учебы: кружки, спортивные секции, посещение театров, экскурсий, выставок, участие в музыкальных группах и многое другое.


          Учащиеся Лицея могут стать частью команды Лицейского телевидения — LTV и делать видеообзоры проходящих мероприятий. А еще можно попробовать себя в сценической деятельности — несколько лет успешно существует лицейский театр Л.Ю.Д.И. — Лицейские Юные Деятели Искусств, постановки которого всегда становятся ярким событием.Внеклассная жизнь Лицеиста полна приключений.Поездка в Киржач - отдых и веселые соревнования как для учащихся, так и для учителей. Несколько дней, знакомящих и сплочающих одноклассников, только-только поступивших в Лицей. Поездка в Киржач запоминается надолго,как одно из самых ярких и эмоциональных мероприятий в Лицее.«Горенки» — ежеосенний турслет в Подмосковье, организуемый Лицеем. Хороший повод выбраться с одноклассниками на природу, пока еще погода позволяет, и помериться силами с командами других классов.«Супермарафон» — звезда лицейских соревнований, самое продолжительное и самое захватывающее состязание Лицея. Около двух месяцев каждую зиму Лицей проводит в атмосфере дружеской борьбы между командами классов. Сценические постановки, творческо-прикладные конкурсы, костюмированные празднества и многое другое - постоянные и главные ингредиенты каждого Супермарафона.Лицей участвует в спортивных соревнованиях и спартакиадах городского уровня, а также в межлицейских мероприятиях, таких как "ЛиБратство" и "Своя Звезда". Многим запоминаются лицейские концерты, посвященные таким праздникам, как День Матери, День Учителя, День Победы. Зрители (в такие дни Лицей старается приглашать к себе в гости мам, педагогов, ветеранов ) нередко выходят из актового зала со слезами умиления на глазах.Всех мероприятий, которые проходят за учебный год в Лицее, не перечислить, а самим их существованием и высоким уровнем Лицеисты обязаны талантливой и профессиональной группе организаторов, а также отзывчивому и активному педагогическому составу. Скажем им огромное спасибо за то, что каждый желающий в Лицее может себе найти занятие по душе.

 

 Поездки в Киржач

Киржач... как много в этом звуке для лицеиста.

Киржач всегда начинался еще в лицее: уже с утра можно увидеть лицеистов с грудами вещей. Но настоящее отделение от жизни обыденной начинается в автобусе. Уже здесь классы проявляют свою сплоченность: поют песни, шутят и т. д.

Поев и отдохнув, новички собрались в концертном зале, где продемонстрировали дисциплину и, порой, полное отсутствие слуха. Однако на той же сцене загорались новые звезды Лицея.....

«Игры на выживание»

В первый день после организационных мероприятий, связанных с заездом и размещением, ребята проводят «разведку» местности и начинают подготовку к вечеру знакомства, который предполагает презентацию новых классов — выступления в стиле домашнего задания КВН. Крайне важно на этом первом для ребят лицейском вечере создать приподнятую, доброжелательную атмосферу. Тон задают учителя, по традиции открывая программу песней, посвящённой предстоящим приключениям в Киржаче. Педагоги (классные руководители, организаторы и учителя) выступают единой командой «Папанты и маманты», приветствуя новых лицеистов и, на всякий случай, напоминая им о том, что педагогическая миссия «ночного дозора» вполне выполнима. Выступление педагогов позволяет уменьшить дистанцию и снять напряжение между детьми и пока незнакомыми для них взрослыми. Даёт возможность новичкам увидеть в тех, кто будет учить их математике, физике или иному школьной предмету, людей увлечённых, способных петь, танцевать, шутить.

 

Каждый класс представляет, а жюри оценивает игровые названия команд, флаг, девизы или «кричалки», творческие номера. Выступления классов перемежаются экспромт-конкурсами: песенными, танцевальными, шуточными, интеллектуальными.

 

Завершает вечер простое, но очень эффективное игровое упражнение на сплочённость, единение — участники сборов надувают 300 разноцветных шаров, которые создают в зале приподнято-праздничное настроение и ощущение общности. После такого вечера рассчитывать на ранний отбой не приходится, да и ребятам крайне важно, вернувшись в корпуса, побыть вместе, обменяться впечатлениями и настроиться на следующий игровой день. Поэтому при подведении итогов конкурсной программы вечера знакомства педагогическое жюри вручает всем «полезные» призы — арбузы, торты и конфеты. Замечательный повод для вечерних или затягивающихся за полночь (да простят нам сторонники режима дня) посиделок.

 

Утро следующего дня начинается с «аэробики для всех» — зарядки на стадионе лагеря, которую под звуки динамичной музыки проводят учителя физкультуры. Сон как рукой снимает, настроение бодрое, что и требовалось получить. Пора на завтрак. Но в столовую ребят приглашают только после выполнения какого-либо коротенького задания, такого, например, как расчёт по порядку, построение по цвету волос или по именам в алфавитном порядке… Зачем это? Откроем маленький педагогический секрет: эти шуточные задания позволяют нам оценить настроение ребят, степень их усталости, характер взаимоотношений, готовность к коллективному делу.

 

Мы убедились, что участие психолога в этом выездном мероприятии не только уместно, но и очень полезно. Психолог, наблюдая за поведением ребят, получает информацию, которую может использовать для оперативной коррекции ситуации или для будущей работы как с коллективом, так и с отдельными учениками. А для классного руководителя выезд на сборы — это уникальный шанс узнать прежде всего человеческие качества ребёнка.

После завтрака капитаны команд, сформированных ещё в Москве, получают инструкции на день

Программа сборов состоит из соревнований двух видов: спортивных и туристических. Половина команд до обеда участвует в спортивных соревнованиях, другая половина — в туристических, а после обеда происходит соответствующая смена.

Условия оздоровительного лагеря позволяют сделать спортивные соревнования разнообразными: волейбол, баскетбол, футбол, хоккей на траве, лёгкая атлетика, военизированная полоса препятствий, стрелковая эстафета. На каждом этапе встречаются 2 команды. Цветные манишки помогают ребятам, ещё плохо знающим друг друга, отличать на поле «своих» от «чужих». При составлении индивидуальных маршрутов команд используется принцип движения по условному кругу — по часовой и против часовой стрелки, что позволяет команде на каждом последующем этапе встречаться с новым соперником. Это даёт возможность ребятам познакомиться с учениками других классов. Продолжительность всех этапов строго синхронизирована: 15 минут на игру и 3 минуты на переход с этапа на этап. Для учителей физкультуры (судей на этапах) этот комплекс — своеобразное тестирование ребят, позволяющее оценить их физическое развитие, специальные навыки и задатки к какому-либо виду спорта.

 

Туристический комплекс вынесен за территорию лагеря. Лес, овраги, река создают рельеф местности, позволяющий провести оригинальные испытания. Поэтому ряд этапов или контрольных пунктов (КП) носит обучающий характер. Например, на КП «туристические узлы» судья-инструктор сначала показывает, как вяжутся «булинь» и «встречная восьмёрка», «стремя» и «австрийский проводник», объясняет, в каких случаях они применяются. После этого ребята самостоятельно выполняют задание. Тот же принцип выполнения задания по образцу используется на медицинских этапах. На первом этапе врач-инструктор, проводя краткую беседу о первой медицинской помощи, сам окажет помощь «пострадавшему»: наложит повязку «чепчик» на «травмированную» голову и забинтует «раненую» руку. А на втором этапе ребятам предстоит сдать зачёт (ах, вот зачем каждого просили привезти с собой узкий и широкий бинты!). Разбившись на пары, ребята друг другу накладывают повязки, закрепляя на практике технику бинтования. А потом… они с восторгом фотографируются. Шутники отправляют sms-сообщения маме…

 

Часть контрольных пунктов на маршруте связана с различными верёвочными тренингами (ах, вот для чего просили взять хлопчатобумажные перчатки!). Натянутые над землёй между стволами деревьев две параллельные верёвки — «обезьянник» — имитируют один из видов переправы. Немного сложней препятствие «маятник». В обоих случаях высота над землёй 1,5–2 метра. Это создаёт определённый психологический барьер, который ребёнку необходимо преодолеть. КП «лабиринт» представляет собой верёвочную путанку, натянутую между деревьями на разной высоте с ловушками-колокольчиками. На этом этапе успех достигается не только за счёт аккуратности и гибкости участника, но и за счёт слаженных действий команды, так как ребята преодолевают препятствие, взявшись за руки и не разрывая цепочки. На следующем КП ребятам предстоит пролезть по горизонтально натянутой волейбольной сетке. Передвигаться не так легко, как кажется на первый взгляд, но весело. Главное — кроссовки не потерять. Следующее, не самое трудное задание имитирует ситуацию спасения человека, попавшего в расщелину: ему сбрасывается верёвка, и он должен по ней подняться наверх.

 

Достаточно острые ощущения ожидают ребят, когда они проходят по навесной переправе «тибетский мостик» над 10-метровым оврагом. Верёвочный мост ощутимо качается!

 

Одни этапы расположены близко друг к другу, а до других за три минуты можно добраться лишь бегом, преодолевая «завалы» — искусственные преграды из брёвен, валежника, сучьев. Без взаимопомощи команде не обойтись.

 

Впереди река. На другой её берег команде предстоит переправиться на катамаране. Спасательные жилеты одеты, но вёсел нет, так как используется принцип паромной переправы с помощью натянутой над рекой верёвки… На этом этапе бывают «потери», но даже побывавший в воде не спешит сойти с дистанции.

 

На КП «лесопилка» многие парни (не говоря уж о девчонках) впервые берут в руки двуручную пилу, поэтому первые минуты уходят на её освоение. А потом пары, сменяя друг друга, пилят бревно на плашки. По истечении контрольного времени судья измеряет суммарный диаметр спилов.

 

Ещё один контрольный пункт — ориентирование на местности: необходимо взять заданный азимут, пройти определённое количество шагов, взять новый азимут, отсчитать шаги и т.д. В конце концов, команда выходит в точку, где «зарыт» клад. Если, конечно, азимуты взяты верно, если нет… Хорошо, что судья рядом, заблудиться не даст, но штраф наложит.

 

Эта динамичная, эмоциональная и азартная игра утомляет подростков. Поэтому после ужина запланирован вечер отдыха. Кто-то отправляется на дискотеку, которая проводится на свежем воздухе, кого-то объединяет гитара. В это же время работают оперативные редколлегии классов. Утром следующего дня боевые листки и листовки, «молнии» и экспресс-газеты, вывешенные на уличных стендах, расскажут о впечатлениях прожитого дня.

 

На третий день сборов игра-соревнование проходит только до обеда. Организационная схема та же: после старта команды расходятся по индивидуальным маршрутам спортивно-туристического комплекса. Спортивная часть состоит из серии эстафет «Весёлые старты» с мячами, обручами, скакалками, мешками, клюшками ипр.

 

Туристический комплекс в этот день дополнен игровыми элементами и больше напоминает игру «Форд Баярд». На шуточном этапе «Сороконожка» команде необходимо пройти всего 20 метров, но это очень непросто, так как на ноги ребятам надеваются «кандалы», связанные одной «цепью» (используется верёвка с петлями для ног). Помочь команде может только единая тактика передвижения и умение каждого участника подстраиваться под заданный темп. Если же тактика не выработана, коллектив не сработал, то беда небольшая — падать вместе тоже весело!

 

На туристическом этапе, представленном целой системой бревенчатых конструкций, ребятам необходимо пройти по бревну, закреплённому между деревьями на высоте 1,5 метра и пролезть через подвешенные над ним качающиеся автомобильные шины. После этого участнику соревнований предстоит преодолеть «бабочку» — преграду из вертикально перекрещенных толстых жердей.

 

На реке ребята принимают участие в катамаранном слаломе. Необходимо за контрольное время пройти между буями, создающими серию ворот. Оказывается, совсем непросто управлять катамараном, согласованно работать вёслами, но освоить эту технику многим всё-таки удаётся.

 

А над рекой — навесная переправа. На высоте около 15 метров натянут трос, по которому участнику команды, одетому в страховочное снаряжение, необходимо, перебирая трос руками, доползти до подвешенного над рекой свистка и подать сигнал.

 

Конечно, экстремальными, т.е. сопряжёнными с опасностью для жизни, подобные этапы не являются. Но они дают возможность подросткам преодолеть страх, неуверенность, проявить силу, ловкость, сноровку, продемонстрировать волю, здоровое честолюбие, самообладание. А это очень важно для самоутверждения молодых людей.

 

Впереди обед и сборы домой. Но до посадки в автобусы нам предстоит последний общий сбор для подведения итогов. Наступает важный момент. Пока судьи подводят последние итоги, проводится аукцион забытых или потерянных вещей «Растеряшка». Аукцион несколько поднимает настроение взгрустнувшим ребятам, им явно не хочется уезжать. По традиции каждому участнику сборов вручается футболка. На память. Для каждого класса — своего цвета.